Русский дом

Русская изба – это дом из брёвен, в котором издавна жил славянский народ. Идеальный материал для строительства – кедр – Царь тайги, именно из него построена наша изба.
Что мы видим перед собой в первую очередь? Конечно же, печь. Она служила одновременно и источником тепла, и местом приготовления пищи, и местом для сна.
Считалось, что печной пар исцелял от множества болезней. Наши предки выгребали из печи угли и золу, а затем на лопатах сажали больных детей прогреваться в печь. Печная зола на Руси была обязательным компонентом для мазей и отваров. Печка и зола в деревнях использовались для стирки белья. Женщина складывала белье в чугунный горшок, наполненный водой. Затем опускала туда мешочек с золой и ставила в печь. После кипячения с темно-серой золой белье становилось не только белоснежным, но и более крепким.
Лежанка, устроенная между стеной избы и печью, деревянный настил называли- ПолАти. На полатях можно спать, т.к. печь долго сохраняет тепло, обычно может разместится несколько человек.
Колыбель – чудо из глубины веков, созданное с любовью для самых сладких снов младенца. Подходящим материалом для колыбели был дуб, камыш, сосновая дрАнка и кора липы. Украшались кроватки резными фигурами солнца и луны для защиты и спокойствия младенца.
Красный угол являлся самой важной и священной частью русского жилища. Красный, значит, красивый, торжественный, праздничный. Вся жизнь была ориентирована на Красный угол. Здесь трапезничали, благословляли, совершали большинство семейных обрядов. Традиционно считается, что икона не должна висеть, её нужно установить в отведённое ей место. Иконы размещаются на особой полочке, иногда многоярусной, в определенном порядке. Обязательным для домашнего иконостаса являются иконы Спасителя и Богородицы.
Неотъемлемая часть красного угла – это стол. Уставленный яствами стол символ изобилия, процветания, полноты, устойчивости. Здесь сконцентрирована и будничная, и праздничная жизнь человека, сюда сажают гостя, сюда кладут хлеб, святую воду. Стол уподобляется святыне, алтарю, что накладывает отпечаток на поведение человека за столом и вообще в красном углу. Так же в избе располагались сундуки, они использовались ля хранения одежды, вместо наших современных шкафов.
Традиционная одежда. Крестьяне верили в магическую силу вышивки на рубахах и юбках, поясах и головных уборах. Мастерицы вышивали праздничные и повседневные рубахи, юбки, платки, полотенца и скатерти. В орнамент вплетали изображения животных, растений и людей, которые связали с древом жизни и силой.
Силы природы -  солнце вышивали в форме коня мать-землю- в виде женской фигуры с птицами-стихиями в руках.
Елочки на рукавах и поясах символизировали жизнь и добро.
Знаки-обереги вышивали как заклинание: орнамент на рубахах и юбках располагался в строго отведенных местах.  Им украшали кайму на подоле юбки, поясе, ворот, грудь и рукава рубахи-изначально целиком, потом только оплечье и запястье.
Мужская состояла из рубахи, портов и пояса. Женская-рубаха, понева, сарафан. Дети до 14 лет - и мальчики, и девочки- носили простые рубахи до лодыжек. Главной обуви крестьян посвящено немало исследований. Плели лапти из коры различных деревьев, в первую очередь липы. Для одной пары лаптей требовалось, примерно,3 молодых липовых дерева в возрасте от 4 до 6 лет. Лапти простой люд носил и в жару, и в холод, независимо от достат
ка и образа жизни, потому что в любой крестьянской семье каждый мужчина умел их изготовить для себя, жены, детей и родителей. Осенью и весной облачались в зипун-полукафтан, с коротким рукавом или без него. Зимой люди богатого сословия носили шубы из соболя и песца. Крестьяне же не могли себе позволить такую роскошь, поэтому носили тулупы, которые доходили до пят. В тулупе было очень тяжело не только бегать, но и ходить. Зато он согревал во время долгой поездке на санях.